Так чем же буль-энд-терьеры отличаются от бультерьеров? Чтобы ответить на этот вопрос, откликнемся на зов предков этой породы и нырнем в пучину истории.
Буль-энд-терьеры. Британская школа, 1830 г.
Термин «бульдог» появился в Англии в незапамятные времена — в начале XVII века — для обозначения некоей «быкоборческой» специализации «мастивов». В свою очередь, мастивы или бэндоги — это тоже названия специальностей некоей однородной группы собак: мастивами именовали травильных псов, а бэндогами — цепных. По описанию Иоганна Кэйюса (Johannes Caius, 1576), мастивы отлично приспособлены для того, чтобы удерживать самого дикого быка, вцепившись ему в ухо!
Одно из первых упоминаний о «бульдогах» и «беардогах» (медвежьих собаках) можно встретить в пьесе поэта и драматурга Бена Джонсона «Эписин, или Молчаливая женщина» (1609). Любопытно, что художник С. Эдвардс в энциклопедии Cynographia Britannica (1800) утверждает, что бульдог получен от скрещивания большого мастифа с мопсом (pug dog). Следует признать, что этим пассажем художник со свойственной его профессии творческой широтой изрядно запутал дело. Знаменитый «бульдоговед» Хейнс поясняет нам, что Эдвардс имел в виду не «французского мопса, а того, что известен как малый или немецкий мастиф, родом из Голландии и Германии». Если это так, то кто же спрятался под этим «псевдонимом»? Кто кусал быков в Голландии и Германии XVI–XVII веков? Да, конечно же, буленбейсеры, к потомкам которых впоследствии добавят кровь английского бульдога и получат… немецкого боксера! Такие вот зигзаги истории! Но это к слову.
Дж. Т. Тьют, Буль-энд-терьер, 1830 г.
Генри Бернард Шалон, Буль-энд-терьер, 1847 г.
Кстати, упоминание Эдвардсом мопса привело к тому, что современные владельцы американских пит-бультерьеров во главе с Ричардом Страттоном считают, что английский бульдог нынешнего типа — это потомок гибридов «настоящих» староанглийских бульдогов и «французских» мопсов, а прямые потомки староанглийского бульдога — питбули и американские бульдоги… В общем, дорогие читатели, выбирайте понравившуюся вам версию!
Бульдоги — еще не как порода, а как некая профессиональная группа собак — использовались для травли разнообразных животных: начав с быков, а затем перейдя на ослов, эти «миксфайтеры» к началу XIX века опустились до боев друг с другом, а также с барсуками и крысами! Очевидно, что в чистоте никто бульдогов не разводил, «качество поголовья», как с важным видом сказали бы нынешние эксперты, было, мягко говоря, «разным» и пестрым. К английским бульдогам примешивались собратья из Испании и Франции и, как мы знаем, из Голландии и Германии. Наиболее успешными для травли быков, барсуков и для драк друг с другом считались подвижные особи с относительно длинной мордой, богато представленные на полотнах живописца Алкена. Можно с уверенностью предположить, что чистые линии бульдогов вплоть до 60-х годов XIX века (когда стали проводиться первые выставки и образовываться клубы породы) вряд ли существовали.
С падением к началу XIX века популярности травли быков и медведей особую известность приобретает «спорт» (как тогда называли травлю зверей) в, так сказать, «закрытых помещениях». В этом «спорте» имелось несколько популярных видов, например: «бои собак», «травля барсуков», «скоростная травля крыс» и т.д. (не считая разовых «боев с обезьяной»). Состязания проводили на аренах в так называемой отгороженной яме — «пите». Множество питов существовало в Лондоне (Вестминстерский пит), Стаффорде и других городах.
Творческая мысль энтузиастов травильных забав не дремала, и одним из вариантов скрещиваний бульдогов для получения собак для травли мелких зверей было прилитие им крови охотничьих терьеров, которыми тогда называли всех небольших собак, способных поймать зверя размером от барсука и выдры до крысы. «Селекционерами», вероятно, двигала простая мысль — некрупной собаке проще поймать много вертких крыс, чем большой.
Александр-Габриель Декампс, «Две собаки», 1837 г.
Бульдог и шотландский буль-энд-терьер (блю пол).
Принято считать, что потомками этих разнообразных помесей бульдогов, проводившихся в разной пропорции с разными терьерами, были предки «пулеголового» бультерьера (бостон-терьера), стаффордширских бультерьеров, американских пит-бультерьеров и, соответственно, американских стаффордширских терьеров, хотя американские «питисты» упрямо считают своих собак прямыми потомками «длинномордых» бульдогов, столь вдохновлявших художника Алкиена.
Спорт с собакой. И с крысой
Но так или иначе, в питах выступали некрупные бульдоги, терьеры (они преимущественно занимались скоростной ловлей крыс) и их разнообразные помеси — те самые буль-энд-терьеры.
Заслуженную известность приобрел, к примеру, буль-энд-терьер Трасти, про которого журнал Sporting Magazine писал: «В Англии этот пес известен больше, чем император Наполеон». Трасти одержал 104 победы над другими собаками! Очень популярен был также другой буль-энд-терьер, Дастмен, лучший по профессии, по версии журнала Sporting Magazine за 1812 год. Справедливости ради стоит заметить, что внешне Дастмен очень сильно напоминал тогдашних бульдогов.
Трасти, буль-энд-терьер лорда Самелфорда, Sporting Magazine, 1806 г.
Дастмен, буль-энд-терьер, Sporting Magazine, 1812 г.
На смену им пришел другой великий чемпион, знаменитый буль-энд-терьер Билли (весом 11,4 кг), «йокодзуна» крысиной травли, которому принадлежала эпохальная серия рекордов скоростного убийства крыс. Ее вершиной стали достижения 1823 года: 100 крыс за 5 минут 30 секунд (1 крыса за 3,3 секунды) и 120 крыс за 8 минут 20 секунд (1 крыса за 4,17 секунды), с которыми пес расправился 23 апреля на арене на Тафтон-стрит (Вестминстер, Лондон). Билли сменил несколько хозяев, в последний раз он триумфально убил сотню крыс 12 декабря 1824 года. По свидетельству очевидцев, к тому времени он уже лишился одного глаза и нескольких зубов. За свою великую карьеру Билли умертвил более четырех тысяч крыс! Умер заслуженный ветеран 23 февраля 1829 года в возрасте примерно 13 лет… (хотел бы сказать, что в окружении любящих внуков, но не могу: вряд ли боевой характер Билли предполагал такое развитие событий).
Другим выдающимся крысоловом была знаменитая сука Дженни Линд. 12 июля 1853 года в пите «Улей» на Олд-Кроссхолл-стрит в Ливерпуле ей «предложили» за три часа умертвить 500 крыс. С заданием она справилась за 1 час 36 минут, установив, так сказать, стайерский рекорд для «крысоборцев», убивая в среднем одну крысу за 11,52 секунды.
Эти эпохальные достижения пали лишь через тридцать девять лет под натиском другого потомка бульдогов и терьеров. Звали новую «звезду» пита Жако. В 1862 году этот черный с рыжими подпалинами пес, весивший всего шесть килограммов, сумел задушить 100 крыс, потратив на это на две секунды меньше, чем Билли, то есть 5 минут 28 секунд. Кроме того, в тот же день был завершен его десятинедельный «марафон» по сражению с крысами. За два с половиной месяца (всего он отработал 100 минут чистого времени) Жако расправился с тысячью этих грызунов, то есть убивал по одному каждые шесть секунд. Но наивысший рекорд «скорострельности» пес поставил позже, когда убил 60 крыс за 2 минуты 42 секунды, то есть по крысе за 2,7 секунды. Журнал Sporting Chronicle Annual признал Жако лучшей собакой-крысоловом всех времен и народов.
Почему-то именно эту шестикилограммовую черно-подпалую собаку часто называют одним из предков современного английского бультерьера – хотя никаких документальных свидетельств тому нет. Скорее всего, Жако был одной из многочисленных вариаций скрещивания бульдогов и терьеров. И он идеально подходил – ввиду малых размеров – для ловли крыс.Хинкс. Джеймс Хинкс
Между тем двумя годами раньше прошло незаметным поистине эпохальное для кинологии событие. На третьей в истории Всеанглийской выставке собак, прошедшей 3–4 декабря 1860 года в Бирмингеме, впервые экспонировались бульдоги. Ринг, что называется, «в одну калитку» выиграл бульдог, принадлежавший некоему местному торговцу собаками, как теперь бы сказали, «заводчику», Джеймсу Хинксу. К слову, это была, его последняя победа в ринге бульдогов, потому что уже через два года, — то ли разочаровавшись в настоящих бульдогах, то ли решив проявить себя в более популярной «нише», — данный джентльмен переключился на буль-энд-терьеров.
Шоу-собаки — чемпионы Дж. Хинкса.
Бульдоги и буль-энд-терьеры. Британская школа, 1860 г.
Так или иначе, но в конце 50-х — начале 60-х годов Хинкс произвел ряд очередных кроссов, скрестив, по одним предположениям, уже имевшихся у него под рукой буль-энд-терьеров, а по другим, бульдога (может, того самого чемпиона, кто знает?) с исчезнувшим ныне белым английским терьером, чья черно-подпалая разновидность до сих пор известна как манчестерский терьер. Опять-таки бытует мнение, и оно подтверждается последующими действиями Хинкса, что он поставил себе задачу вывести белого буль-энд-терьера для того, чтобы тот и в пите подраться мог, и на выставке бы не потерялся. Почему-то сложилось устойчивое мнение, что затем Хинкс прилил к полученному «коктейлю» кровь далматинов, но потом от собак этой линии вроде бы отказался ввиду их малой функциональности и неких наследственных недостатков. Спорить об этом можно до бесконечности, как и о том, кто, когда и какие еще крови приливал к этой версии буль-энд-терьеров. Поскольку никаких записей своих экспериментов Хинкс не вел — в отличие, скажем, от безымянных заводчиков других «собак пита», — в некоторых линиях питбулей при желании можно документально проследить линии вплоть до XVIII века! Предположения относительно родни высказываются самые фантастические — от фоксхаунда и испанского пойнтера до гладкошерстного пинчера и грейхаунда. Достаточно, впрочем, посмотреть на изображение «стаффордоподобных» первых булей, чтобы перестать всерьез рассматривать эти версии.
Так или иначе, в 1862 году белая сука Хинкса по кличке Пусс в бою победила предыдущего чемпиона (чем принесла своему хозяину прибыль в размере пяти фунтов и ящик шампанского — мощный приз по тем временам), а в 1864-м Пусс и другая собака Хинкса, Мэдмен, стали первыми выставочными чемпионами.
Возможно, это было триумфальным стартом, однако очевидно, что две суки — еще не порода! До получения настоящего признания вне пита, когда в 1889 году появился первый стандарт белого английского бультерьера, прошло двадцать семь лет. Именно стандарт возвестил о том, что появилось достаточно особей, которых можно признать породой и, следовательно, стандартизировать. Потом было еще много всякого, полный отказ от участия в собачьих боях, кроссы со стаффордширским бультерьером для получения цветных особей, но именно тогда, в 1889 году, белый буль-энд-терьер превратился в белого английского бультерьера.
Копипаста
Journal information